Одна из ассоциаций, которая возникает при упоминании о Горном Алтае — это неземное звучание необычного музыкального инструмента. Говорят, что никто достоверно не знает когда и где он впервые появился, но совершенно точно, что это один из древнейших музыкальных инструментов на земле. Говорят, что он побывал во многих культурах мира, говорят, что имен у этого инструмента не меньше тысячи, самое известное его имя — «варган», а на Алтае его называют «комус».
«А что такое варган? – спросил Юань Мэн. Старик пошарил в грязных шкурах и протянул Юань Мэну маленький блестящий предмет. Это было металлическое полукольцо, от которого отходили два стержня, между которыми был вставлен тонкий стальной язычок. С первого взгляда он напомнил Юань Мэну что-то очень знакомое, но что именно, он так и не понял». (В. Пелевин, «Нижняя тундра»).
Этот небольшой музыкальный инструмент вместе с футляром легко поместится в ладошку и продается в любой сувенирной лавочке на Горном Алтае, но его роль в этнической культуре, в истории и даже в саморазвитии и самопознании человека огромна. Наряду с бубном, варган используется в шаманских практиках во время камлания для достижения измененного состояния сознания. Однако и обычные люди, не шаманы, любят использовать игру на варгане в своих духовных практиках.
Считается, что попадая в руки человека, варган каким-то образом преображает, а иногда и полностью меняет его жизнь. На первый взгляд это звучит как совершенная мистика, но с другой стороны имеет под собой вполне убедительное обоснование.
Игре на варгане свойственны некоторые особенности, благодаря которым этот инструмент любят использовать как инструмент для самоисследования, для духовных и даже исцеляющих практик.
Первая особенность заключается в том, что без человека варган молчит, звучит он, только образуя единое целое с дыхательной и голосовой системой играющего. По сути, играющий использует в качестве инструмента все свое тело: рот, язык, голосовые связки, грудную клетку, легкие, брюшной пресс, что в свою очередь повышает телесную чувствительность, освобождая тело человека от блоков, активизируя токи энергии.
Кроме того, при игре тренируется качество дыхания. Для игры на варгане очень важно уметь правильно дышать. Дыхание становится более осознанным, глубоким и управляемым, что тоже очень целительно для человека. Вообще значение умения слышать и слушать свое тело, которое формируется при обучении игре на варгане переоценить сложно. Телесная чувствительность – свойство людей с высокоразвитой интуицией, эффективных людей, потому что тело человека – это очень мудрая и совершенная система, в которой скрыты ответы на многие вопросы.
Вторая особенность – это вибрации, которые создаются при игре на инструменте. Чтобы начать играть на варгане, нужно плотно прижать основу варгана к зубам так, чтобы между зубами осталась небольшой промежуток для подвижного язычка варгана. Затем металлический язычок указательным пальцем оттягивается и отпускается. Ход язычка создает вибрации инструмента, которые проходят через тело человека, а звучание возникает за счет создания во рту резонанса.
Эти вибрации могут входить в резонанс с вибрациями, свойственными телу и головному мозгу человека, и вызывать различные интересные измененные состояния. Важно отметить, что как только играющий прекращает игру, то его сознание немедленно возвращается в «здесь и сейчас», таким образом, можно сказать о том, что эта практика совершенно экологична и безопасна.
Третья особенность заключается в том, что игра на варгане – это еще и навык управления своим вниманием, играющий учится его концентрировать достаточно длительное время. Эта продолжительная концентрация в свою очередь приводит к тому, что возрастает осознанность, что в итоге приводит к изменению представлений человека о мире. Мир предстает в своем первозданном виде. О значении осознанности в жизни людей можно говорить очень много и переоценить ее значение так же очень сложно.
Игра на варгане очень похожа на медитацию, вибрация инструмента, его приятное бархатистое звучание погружает человека в путешествие по внутренней Вселенной, во время игры останавливается бесконечный внутренний диалог и наступает внутренняя тишина.
Варган – инструмент индивидуальный, это предмет силы, он настраивается на своего владельца, привыкает к нему. Поэтому не рекомендуется давать играть на своем варгане другим людям.
Помимо духовных практик, в наше время варган активно используется в музыкальных поисках и экспериментах. Его сочетают как с традиционными этническими элементами, такими как, например, горловое пение, что создает завораживающую и совершенно необыкновенную этно-атмосферу, так и с ультрасовременными электронными звучаниями.
Проводятся варганные фестивали, открывают школы, обучающие искусству игры на варгане и проводят мастер-классы, существует даже музей Хомуса (варгана) народов мира.
Удивительно, что варган, такой простой и такой древний инструмент до сих пор пользуется очень большой популярностью, до сих пор вызывает к себе большой интерес и желание экспериментировать!
Алтай Горная аптека желает Вам необычных путешествий и удивительных открытий!
Еще по теме: