Алтай – это место, где живет Волшебство. Оно дает о себе знать через места Силы, через удивительную красоту Природы, через бесценные ее дары и через загадочных людей, которые умеют общаться с духами — алтайских шаманов.
Шаманизм давно и серьезно исследуется с различных точек зрения: религиозной, этнографической, культурной, философской, психологической… Об этом написано немалое количество книг, статей и монографий. Вокруг этого явления очень много споров, тайн, легенд и вопросов.
Почему же людей так интересует шаманизм?
Чем больше развивается наука, техника, чем сложнее становится мир, иными словами, чем быстрее движется прогресс, тем больше разрушаются связи людей друг с другом и с Природой. Но на уровне своего бессознательного мы чувствуем, насколько эта связь важна для нас, насколько она наполняет нашу жизнь силой и смыслом, и мы тоскуем об этой утрате. И мы обращаемся к тем, кто сумел сохранить эту мощную связь.
В Сибири есть живые примеры тех, чей образ жизни близок к Природе и к ее Силе, это шаманы. Интересны шаманские представления о мироустройстве, о взаимодействии с Природой, шаманские ритуалы и атрибуты. Чем больше мы узнаем о них, о том, какие они, тем больше мы узнаем и понимаем что-то важное и о себе тоже. Сперанский в своей книге «Дар шаманизма – дар волхования» говорит о том, что шаманизм близок русскому народу и то, что мы знаем как шаманизм, в русской традиции называлось кудесничество, и входило в практику волхвов.
Так кто же он такой – шаман?
Шаман – это человек, который обладает необыкновенным даром – он умеет погружать себя в особое, измененное состояние сознания, для того, чтобы общаться с миром духов. Делает он это для того, чтобы договориться с духами об исполнении определенных поручений.
Далеко не каждый человек может стать шаманом. Исследователь Алексеенко Е.А. писала: «Шаманский дар признавался вечным, а его носители — отдельные шаманы — составляли лишь временные (на одну человеческую жизнь) звенья в общей бесконечной цепи его существования». Считалось, что дар передается по наследству, по отцовской либо материнской линии.
Представления шаманов об устройстве мира очень образны и поэтичны. Например, считается, что у каждого объекта или явления Природы, даже у камня или дождя, есть свой хозяин – самостоятельное существо. И у этого хозяина есть разум и облик. Шаман умеет общаться с хозяином, признавая его и подчиняясь ему. Таким образом, шаманы обеспечивают обычным людям благополучную земную жизнь.
У мироздания, по представлениям шаманов есть два полюса: на одном из них боги Неба, на другом боги Земли. Есть и другие силы, действующие уже не в вертикальном, а в горизонтальном мире. Для того, чтобы найти ответы на вопросы, шаманы очень много путешествуют, как по вертикали — поднимаясь к небу и спускаясь под землю, так и по горизонтали, как в пространстве реального мира, так и в пространстве иной реальности.
Интересно представление шаманов о душе человека. Душа – это подарок бога Неба, она попадает на землю в виде солнечного лучика или падающей звезды (тело же человека сотворено богами Земли). Представление о душе совсем не похоже на то, как описывается душа в мировых религиях, в частности в христианстве. В шаманской картине мира человек имеет много душ (или одна душа имеет несколько составляющих). Даже название используется другое, не душа, а двойник. Двойник обладает способностью покидать тело человека во время сна, бродить маленьким огоньком по окрестностям, и возвращаться обратно при пробуждении человека. Или не возвращаться… Двойника мог поймать хозяин горы или тайги, он мог стать жертвой злого духа, заблудиться. В таком случае человеку угрожала болезнь. Шаман же мог найти и вернуть потерявшегося двойника.
Обряд, который проводит шаман, называется камланием. Само слово имеет в основе тюркский корень «кам», значение его – колдун, знахарь, прорицатель. Этот обряд обычно сопровождался жертвоприношением домашнего животного божествам и духам. Во время камлания двойник шамана совершает путешествия по разным сферам тройственной Вселенной (небесной, земной и подземной) вместе с духами-помощниками, которые охраняют шамана и помогают ему в этом пути. Путешествие на небо одно из самых сложных путешествий шамана, оно под силу далеко не каждому. Наиболее характерным для шаманов было путешествие в нижний, подземный мир. Существует камлание божеству Алтаю, его священным горам.
Обряд имеет определенный порядок, тем не менее, ритуал никогда не повторяется полностью. В зависимости от назначения, обряд мог быть проведен в разное время суток и мог продолжаться несколько дней. Целью обряда могло стать излечение больного человека, поиск пропавших вещей, животных, людей, воздействие на погоду, а так же предсказания и прорицания. Лечение было наиболее популярной и распространенной целью камлания. По поводу возникновения болезней было два представления. По первому представлению возникновение болезни объяснялось вселением в человека вредоносного. Другое представление связывалось с тем, что двойник человека – его душа — вышел из тела человека.
Место для камлания не имело большого значения, важную роль играли шаманские атрибуты и ритуальное облачение. Особенно велико значение бубна шамана, все основные действия шамана во время ритуала связаны именно с ним.
Алтайский шаманизм – это древняя религия с ярким ритуальным культом и особым состоянием его служителей во время камлания. И эта особенность ошибочно принимается за сущность шаманизма, на этом фиксируется главное внимание очевидцев и исследователей. Суть же шаманизма в обожествлении и почитании Природы, в преклонении перед ее великой силой и мудростью.
Еще по теме: