Во всем животном мире нет ничего более удивительного, чем молодые неокостеневшие напитанные кровью покрытые кожей и бархатистым ворсом рожки оленя — панты. Такой интенсивности регенерации ткани не знает организм ни одного другого животного – скорость роста пантов составляет до 2 см в сутки. В растущих пантах взрослых оленей присутствуют эмбриональные стволовые клетки, что является уникальным явлением среди млекопитающих.
Олени (маралы, изюбры, вапити и др.) — единственное семейство млекопитающих, ежегодно сбрасывающих и заново отращивающих столь массивный (до 25 кг) орган как рога. Это уникальный пример органа высшего животного, который неоднократно полностью восстанавливается. При этом с невероятной скоростью растут все типы тканей — кожа, соединительная ткань, хрящ, кость, кровеносные сосуды и нервы. Это требует огромной силы и высокой концентрации веществ, способных поддерживать и регулировать этот сложный процесс.
Бурный рост пантов начинается весной в апреле-мае в период наивысшей гормональной активности животного и заканчивается в июне. Глубокой осенью, после гона, самец оленя сбрасывает окостеневшие рога, а следующей весной этот цикл повторяется. Срезаются панты в весенне-летний период.
Если раньше для получения пантов существовал один единственный способ — убийство марала, то сегодня это срезка пантов. Срезка пантов, безусловно, болезненная для марала процедура. В период срезки у животных берется около 1,5 литров крови. Панты и кровь берутся один раз в году.
Показателем качества пантов в первую очередь является их цена. Панты алтайского марала уже многие годы ценятся в 1,5 — 2 раза дороже любых других (новозеландских, американских, корейских, китайских) и в 10 — 12 раз дороже рогов северного оленя. По признанию Международной ассоциации производителей пантов, панты алтайского марала являются наиболее активными в мире и относятся к самой дорогостоящей – высшей категории. Предпринимались попытки разведения алтайских маралов в других регионах, но получить панты такого же качества как на Алтае так и не удалось.
Панты можно использовать в качестве лечебного сырья с третьего года жизни оленя. Полного своего развития марал достигает в 6 – 7 лет, его рога с каждым годом приобретают больший вес и большее количество отростков. Рога взрослых маралов имеют до шести-восьми, иногда до десяти отростков на каждой ветке.
Каждый отросток имеет свое название: первый надглазничный, второй надглазничный ледяной, средний, волчий, передний, основной, задний. При наступлении полной зрелости рога дальше ветвиться перестают и в дальнейшем сохраняют постоянное число отростков. Старым марал считается в возрасте 13-15 лет, панты старых оленей не столь богаты кровью и лекарственная сила их гораздо слабее.
Панты состоят из 3-х основных слоев. Внешний – обычный кожный покров, покрытый бархатистым ворсом. Под внешним слоем – слой волокнистой соединительной ткани. Этот слой пронизан большим количеством кровеносных сосудов, обеспечивающих растущему панту дополнительное питание. Центральная часть заполнена так называемым «мозговым веществом», это драгоценная эмбриональная соединительная ткань с хрящевыми включениями и многочисленными кровеносными сосудами. В мозговом веществе присутствуют эмбриональные стволовые клетки и располагаются собственные центры кроветворения.
При окостенении на хрящевой ткани пантов оседают костеобразующие клетки (остеобласты), промежуточный слой отмирает, кожа высыхает и отпадает. Кость похожая на пенек (она называется «дудкой») из которой и вырастает будущий рог, остается живой в течение всей жизни оленя, а вот окостеневший рог представляет собой мертвую ткань.
Целенаправленное изучение пантов как лекарственного сырья в нашей стране начато с 1928 года под руководством видного ученого — патофизиолога профессора С.М.Павленко. В 1933 году им была создана научно — исследовательская лаборатория пантового оленеводства.
Многие исследователи, занимавшиеся выделением основного биологически активного вещества пантов, убеждались со временем в том, что из-за отбрасывания, как им казалось, лишнего «балласта» теряется большая часть ценных составляющих исходной субстанции пантов, а выделяемое вещество несет в себе только небольшую часть их биологической активности, и существенно уступает в эффективности исходному веществу.
Ученые за многие годы тщательно изучили биохимический состав, как пантов, так и крови марала. Однако на вопрос — что является действующим началом в этих продуктах — ответа пока не дают. Однозначно признается только то, что данные препараты тем эффективнее, чем лучше сохранен в них первозданный природный комплекс веществ.
Все живые вещества взаимодействуют, обмениваются информацией, влияют друг на друга. Многие вещества, обладающие такой активностью, входят в состав биологически активных добавок (БАДов). В отличие от БАДов растительного или минерального происхождения, источником препаратов на основе пантов является марал, теплокровное животное. Поэтому они уже по своему происхождению близки к организму человека.
Человеческая кожа и пищеварительная система — это экстрактор, лучше которого еще ничего не изобретено. Организм сам возьмет из правильно обработанного пантового сырья все, что ему нужно. Важно лишь сохранить уникальный природный комплекс биологически активных компонентов в первозданном виде.
Но почему наблюдается такое превосходство биологической активности алтайских пантов? Почему именно панты алтайского марала дают оздоровительный результат, не имеющий аналогов в мире?
Наш канал в Яндекс.Дзен Алтай Горная аптека
Еще по теме: